Форум » В помощь становлению общин » Славянские праздники - КОЛЯДА » Ответить

Славянские праздники - КОЛЯДА

lebedan: Собираю материал по праздникам Если есть интересные, необычные описания, сам ход праздника для начинающих общин, ссылки в интернете, в книгах. Буду благодарен за любую достоверную информацию. Первый праздник КОЛЯДА. Поехали.......

Ответов - 7

Славер: Опишу как мы празднуем Коляду совместными усилиями в общинах «Славянское наследие». Колядки общин и подворий «Славянское Наследие» празднуют не только по своим местам обитания, но и совместно, последние годы в Анапской общине «Славянское наследие». В этом году ещё не определились окончательно (Анапа или Новороссийск, совместно с другими общинами), поэтому опишу по прошлому году. Праздновали в ночь с 29 на 30 грудня. Собирались в посёлке Колос, где имеется капище «Сокола». Там же по посёлку и колядовали. Сбор и приём представителей общин и подворий состоялся 29 грудня в течении первой половины дня в гостевом домике у Родяны. Во второй половине дня был проведён зачин на капище Сокола по случаю проведения Колядок. Колядовать ходили ряжеными, должным образом принарядившись. Шли по хатам шумно и с весельем, расшевеливая народ, пробуждая в них дух наших славянских предков. Люди принимали гостеприимно и щедро одаривали угощениями, кто чем мог. Мы же им пожелания всяческие добрые высказывали. Походили ряжеными по хатам, поколядовали вместе с «казой», коей была наряжена одна из общинниц. Колядуя, на общий стол складчину колядованую собирали. Как собрали, так и погуляли. Старый год проводили, в новое коло Сварожье ворота приоткрыли. Распахнули помаленьку. Старый год помянули словом добрым. О новом поговорили, как жизнь свою общинную дальше строить, на общеобщиннм вече. Поговорили на вече, что любо было в прошедшем, а что не так добротно строилось в кругу нашем. Каждый за братиной слово вымолвил, кому что любо было, кому не в моготу некоторые моменты были. Что любо нам всем, а что отсеять надобно в новом коло Сарожьем, дабы жизнь наша процветала без зла и обмана. Главы общин и жрецы тоже слово своё молвили. Колядки для затравы следующие провозглашали: клядку восстановила Любава: Коляд, Коляд, Колядица Добре с мёдом коляница. А без мёда не така, Дай нам тетка пятака. Не дашь пятака Возьму вола за рога, А кобылу за чубрину Поведу на могилу. А с могила на тычок Дай нам тетка пяточёк. Получена была от Людмилы: Коляда, коляда, Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок. Коляда, коляда! Ты подай нам пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Авсень, авсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам, Кому песни поем – Тому сбудется, Тому сбудется – не минуется. Выходи хозяин, выходи боярин, Принимай гостей со всех волостей. Коляда – моляда, прикатила молода. Мы нашли коляду во (... ) двору. Эй, дядька (...), выноси добро во двор, Как на улице Мороз Подмораживает нос. Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Получена от Эрики: Зрица Наташа взмахнула рукавичкой, и дети запели: Коло Года в небе развернулося. Ой Коляда да Овсень! В долгой ночи народилось Солнце Красное! Ой Коляда да Овсень! Коляда — праздник детей. Дети его и начинают. Голоса маленьких певчих — будто сверчки верещат. Старые волхвы переглядываются, не скрывая улыбки умиления. Тут мужской и женский хоры подхватили: Света жизнь дающего встречаем мы! Ой Коляда да Овсень! Бога новорожденного привечаем мы. Ой Коляда да Овсень! Везде, куда ни глянь, люди поздравляют друг-друга с праздником, целуются, обнимают и своих и чужих, поют друг-другу прямо в уши: Дай тебе здоровья и удачи. Коляда да Овсень! Коло Года в небе развернулося. Ой Коляда да Овсень! В долгой ночи народилось Солнце Красное! Ой Коляда да Овсень! Пришла Коляда; растворяйте ворота! Щедрый вечер, добрый вечер; Добрым людям на здоровье. Там на Острове Буяне, да под яблонькой, Ой Коляда да Овсень! Мати Жива породила сына светлого, Ой Коляда да Овсень! Пришла Коляда; растворяйте ворота! Щедрый вечер, добрый вечер; Добрым людям на здоровье. Света жизнь дающего встречаем мы! Ой Коляда да Овсень! Бога новорожденного привечаем мы. Ой Коляда да Овсень! Пришла Коляда; растворяйте ворота! Щедрый вечер, добрый вечер; Добрым людям на здоровье.

lebedan: Поздравляю всех с праздниками Подскажите и если возможно поправьте Можно ли принять за основу: Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное божество. Писано влх. Велемиром для добрых людей - община Велесова Слобода Коляда празднуется не всегда в один и тот же день. Как и все остальные Главные славянские праздники (Масленица, Купала и Таусень), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Коляда относится к так называемым ПОДВИЖНЫМ праздникам. Каждый из них имеет "свою" неделю - купальскую, масленичную, святки и пр. А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в передела 4-6 дней "после") к Солнечной дате, то праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу. Но в любом случае празднику сопутствует своя "святая" неделя, которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня праздника. Вся неделя - это как бы один большой день. Если праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Коляде" или, например, о "Сильной Купале". На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "святой" неделе. Не безбожно, конечно, но в определенной степени. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним днем. И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица. Практически полная "калька" этого способа вычисления даты Праздника заимствована христианами - Пасха, согласно принятой в православии "Александрийской Пасхалии", вычисляется точно так же (лишь с некоторыми отклонениями, связанными с введением в расчетную формулу даты еврейской пасхи). И также, кстати, привязывается к выходному дню - воскресенью. И также, кстати, в случае совпадения с Благовещением, сохранила приставку "Кирио" в названии ("Кириопасха"), что в переводе с греческого означает "Сильная". Также вся пасхальная неделя считается одним днем (Царские врата в церквях остаются открыты всю неделю, как во время литургии). Также в христианском календаре сохранены элементы языческого восприятия календаря - подвижные праздники, следуя внутренней логике взаимосвязи календарных событий, "тянут" за собой и другие праздники. Например, праздник Пятидесятницы двигается вместе с Пасхой, хотя и отстоит от нее более, чем на месяц. Впрочем иначе и быть не могло - не переняв у «язычников» формулу вычисления своих праздников, церковь лишилась бы возможности "накрывать" ими «языческие» праздники. Возвращаясь к вопросу о точной дате Коляды, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты его проведения. А формула здесь такова: Первое полнолуние после зимнего солнцестояния (или ближайшее), если полная Луна близко (- 2-2 + 5-6 дней) либо дата Карачуна (солнцестояния), если Луна далеко, но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство) в пределах Святок - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Праздник Коляды. Расчет: в 2000 году - Коляда не сильная (полнолуние 11 декабря и 9 января), следовательно, Коляда приходится именно на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря. Наиболее удобный для всех день недели - суббота (или воскресенье). Коляду уместно справлять в ночь с 23 на 24 декабря (в ночь с субботы на воскресенье). В 2001 году - Коляда тоже не сильная (полнолуние 30 ноября и 30 декабря). Перенесение Праздника на 8 дней (на 30 декабря) выходит за рамки традиции, следовательно. Коляда приходится на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря и справлять ее уместно в ночь с 22 на 23 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).

lebedan: Имя этого русского бога, пожалуй, известно всем, ведь от Карачуна до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки. Кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов — Рода и Сварога. Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического вымирания. Что же сделал Коляда? Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям. Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави. Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах. Литература Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997 В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002


Славер: lebedan пишет: Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное божество. Коляда, это ни то и не другое. Коляда это название праздника (а не Бога), связанного с проводами Старого и встречей Нового года. Снего начинаются зимние колядки (святки) 6 дней до Нового года и 6 дней после нового года. Праздником же зимнего солнечного противостояния дня - ночи является праздник под названием Корачун. Называется он так потому, что в это самый коротки зимний день в году.

Славер: Ванда пишет: А вот здесь и Карачун , но он тоже приходится на другой день.... http://slavyans.narod.ru/calendar/calendar.html Вообще-то там написано не Карачун, а Корочун, что соответствует правильному названию этого праздника. Не знаю, как правильно пишется и переводится этот праздник, на тюркском языке, а вот на Славянском о пишется правильно – Корочун. Образован он от слова (понятия) "короткий", т.е. самый короткий зимний день в году. Те родноверы (это Ванда не в ваш лично адрес), что не знают этого, им всё равно как его называть Карачун, Корачу, либо Корочун. Пишут как угодно, но правильно почему-то мало кто пишет название этого праздника. Просто люди иногда не хотят думать и искать в названии праздников их исконный Славянский смысл.

Гойденко КС: Корочун, Карачун – сезонный бог из свиты Мороза (в Новгородской летописи говорится: "стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна"144). Керечун или Крочун вечер – сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить карачун – т.е. остыть, как труп, отправиться к предкам в царстивие Кродово. Возможно, как-то связан с древним культом Кръта. Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002. – 464 с. ISBN 5-87983- 111-6

Славер: Уважаемые соратники, Корочун, это не Бог зимы, на то есть Богиня Марена, и уж темболее никакой не Спиридонов день, который празднуется 25 декабря по церковно-христианскому календарю. Праздник Корочун праздновался за много веков до рождения Святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского чудотворца), который родился в конце III века на острове Кипр. Корчун не название Бога, а название праздника, посвящённого зимнему солнечному противостоянию дня - ночи, т.е. празднование самого короткого зимнего дня в году, который пришёлся в ушедшем году на 21 грудня в 12:04). Как он празднуется, это уже второй вопрос, ибо в разных родах Славянских он празднуется по разному. Ванда, прошу не вводить людей в заблуждение и не навязывть Славянам родноверам то, что им чуждо и не приемлемо. Если бы слово "короткий" писалось в славянской письменности через "а", т.к. "кАрАткий", мы бы праздновали кАрАчун, а так извиняйте «тётько» ... Ваши аргументы и авторитеты для нас не только не убедительны, но и вредны, ибо вводят родноверов в заблуждение. ---------------- "Со своим Уставом, в чужой монастырь не ходят". ----------------



полная версия страницы