Форум » Изыскания, История, Наука » Покров – языческий праздник » Ответить

Покров – языческий праздник

Борей: На сколько сильно в этом празднике проявилось двоеверие. Не получилось христианам полностью подмять под себя праздник. Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы. Покров Богородицы Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого. На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около1164 года. В его основе лежит предание о явлении Богородицы в церкви во Влахернах - императорской резиденции в Константинополе, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса. В это время шла война с сарацинами, и жители Константинополя обратились с молитвой к Богородице с просьбой о защите города. Во время всенощного бдения в храме присутствовали св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, которые увидели явление Божьей Матери на воздухе с сонмом святых и ангелов. Она простерла над молящимися свой покров - мафорий или омофор (головной плат) и вознесла Господу молитву о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий. Это событие запечатлено в духовном стихе, где покровительство Богородицы преподнесено как знамение небесной защиты города от сарацин: "Подошли враги к царству Грецкому, Угрожают ему войной - гибелью; Обложенные пришли в Божий храм, Плачут - молятся, просят помощи. Услышала Мать Божия молитву их, Она сошла с небес во Божию церковь. (…) И вознесла Пречистая молитвенный глас Ко своему Сыну ко распятому, Всех людей благодетелю и защитнику: "Сыне мой, Иисусе мой! Услыши ты нас с высоты небес, Защити и нас, грешных людей!" В руках Богородицы был омофор святой: Омофором тем покрыла она Благодатныим души скорбные". (Голубиная книга. 1991. С. 290 - 291). Церковному богослужению присвоено в этот день особое "величание": "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный". В честь Покрова Божьей Матери существует акафист. В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком (см. Ильин день), пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными. Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба, о чем говорится в заговоре: "На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою". К ней обращено молитвенное заклинание: "Зорька - зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою! Покрой ты меня покровом своим от силы вражьей! Твоя фата крепка, как горюч камень - алатырь!" (Коринфский А.А. 1995. С. 392). Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: "Какова погода на Покров - такова и зима"; "Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.); "Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме"; "Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму"; "Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.); "Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная"; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье"; "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима"; "С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы"; "Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима"; "Покров кроет землю, то листом, то снегом". Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же"; "Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе"; "От первого снега до санного пути шесть недель" (Пинежье). Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет"; "Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест"; "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб"; "Если снег выпадет на Покров - счастье молодым"; "Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)"; "Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)". Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: "Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися" (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из "вороженного" льна, то понравившийся ей парень полюбит ее. Ложась спать перед днем Покрова, девушки произносили молитву, обращенную к Богородице: "Ты, Покров - Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введенье - Мать - Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье - Мать - Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!", а утром вставали рано и шли в церковь - поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком"; "Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!". Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. В Вологодской и в некоторых других губерниях крестьянские девушки, мечтающие о женихах, ткали ко дню Покрова "обыденную пелену". Собравшись вместе, исполняя подходящие для этого случая песни, девушки теребили, пряли и ткали "пелену" (холстину), стараясь закончить работу в один день, "обыденкой". Приготовленную таким образом "пелену" перед обедней в Покров несли в церковь и вешали к иконе Покрова, молясь при этом о замужестве: "Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!" (Коринфский А.А. 1995. С. 393). Посещение церковной службы, обращение с молитвой к иконе Покровского праздника, тканье "обыденной пелены", по представлениям крестьян, помогало успешному завершению предсвадебного периода замужеством. Да и момент для свадеб был подходящим - к этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы, образуя достаток в крестьянских хозяйствах. Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: "барыню", "восьмерку", "русскую", "кадриль", "польку" и др.; пели песни: "Покров праздничек приходит, Что-то нам он приготовит? С другом милым ли венчанье, С нелюбимым ли страданье? Иль велит в девках остаться, Замуж больше не собираться… " (ярославск.; Балов А.В. 1901. С. 81 - 134). Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, в Кежемской и Пинчугской вол. Енисейского у. Иркутской губ. девушки бегали "нарятчикам" - "наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки". Иногда устраивалось угощенье, часто оно носило характер складчин. Так, на Алтае девушки сходились на общий ужин, имеющий название - "петухов варить". Для чего собирали по всему селению различные продукты: молоко, масло, муку, пшено. Пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов. Взрослые говорили: "Теперь девки женихов будут ждать". На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки: "Если миленький колечко Подарит в Покров любя, Должно знать, мое сердечко, Полюбилась ему я". (Балов А.В. 1901. С. 81 - 134). О таких беседах говорили: "женихаются". Если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: "Не покрыл Покров, не покроет и Рождество". После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело"; "С Покрова пряхи по ночам засиживаются". В день Покрова старались совершить ряд охранительных действий. Так, молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от "призора недоброго глаза". Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они "прибавят себе ходу на зиму". Покров день являлся определяющим для начала и конца различных работ и промыслов. В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня. При этом совершались определенные обрядовые действия: чтобы уберечь скотину от бескормицы и болезней ее закармливали "пожинальником" - последним сжатым снопом (см. Дожиночный сноп); чтобы хватило корма на весь год, в ночь на Покров день скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; а для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето (московск.). Часть из них связана с охотой и рыболовством. Так, в Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу, но при этом следили: "Если до покрова падет снег, то до св. Логина зайдут медведи в берлоги; если до покрова не будет снега, то медведь долее погуляет на воле". С Покрова зверопромышленники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и др. Начинался лов омулей в низовьях Енисея и подледный лов рыбы крючками на р. Чулыме; возвращались по домам рыболовы из-за г. Туруханска. Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: "От Покрова до Евдокей"; "От Покрова до Крещенья"; "От Покрова до Егорья". После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой. "Мне не жаль-то платка, платка алого, Только жаль-то дружка, дружка милого: Хорош миленький уродился, В бурлачушки подрядился - Во все лето-летичко до Покрова праздничка: Ой ли Покров праздничек к нам приходит. Ой ли все бурлачушки с Волги идут, А моего-то дружка долго нету. Ой ли пойду-то я сразу во светлицу, Уж и погляжу-то я , погляжу из окошка, в окошко: Не плывет ли лодочка с Волги? Уж сверху лодочка завиднелась, Черна шляпа зачернелась". (саратовск.; Некрылова А.Ф. 1991. С. 371). С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, - как говорили, "ухитить", "захватить тепла до Покрова", т.е. починить избу, иначе: "Не ухитишь (избу) до Покрова - не будет такова". В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. По этому случаю в Тамбовской губ. пекли "блинцы", что называлось "запекать углы". Хозяйки приговаривали: "Покров, натопи избу без дров" и верили, что "если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло". К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает"; "На Покров последний сбор плодов". Во многих местах начинались Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; "Подожди до Покрова: весь долг выплачу". http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4301.htm С праздником Родноверы!

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Радомир: Борей пишет: Самоубийство, русский дух? А ты заряди патрон в ствол ... и покрути барабан ... это игра со смертью ... а не самоубийство ... немного разное ... но всё же различие имеется ... и револьвер в руки брал явно не безвольный человек ... естественно объяснить это здравым смыслом никак не получится ... но некоторые скалолазы без страховки поднимаются на отвестные скалы ... тоже вроде игра со смертью ... я о том что безволия в таких действиях не наблюдается , скорее наоборот перебор ...

Ёж: Пока боёк не попал на капсюль - разные, как только выстрел - самоубийство. В этом суть разная? Тут вы с Бореем, действительно про разное. Ты про игру, азарт, он про конкретно выстрел. разве так сложно друг друга понять? так вот в Синайских заповедях говориться "не убей", а в новозаветных, - "возлюби ближнего как самого себя", "прощай врагов и пр..." т.е. по толкованию принятого в Православной Традиции прощать надо ИМЕННО личного врага..., т.к. обида есть проявление гордыни (не путать с гордостью), Упасть не встать!!! А что в славянском мировзрении на сей счёт есть? Говорится что либо, пишется ли? Туесок, что думаешь? Я вот думаю что спутать НУ ОЧЕНЬ трудно - гордость нужная вещь. Гордыня - христианская выдумка!

Радомир: Ёж пишет: Ты про игру, азарт, он про конкретно выстрел. разве так сложно друг друга понять? Да нормально мы друг друга понимаем ... только согласись что самоубийство от данного действия уж сильно отличается ...


Борей: Радомир, мое мнение, это закамуфлированное самоубийство. Ну не хочет человек явно показать, что он самоубийца. А тут получается, что не он виноват, и он не самоубийца, а судьба так распорядилась, да еще героем будет выглядеть в глазах товарищей. Если здраво подумать, то какой нормальный человек, у которого в жизни все складывается замечательно, будет подвергать себя неоправданному риску. В этой игре человек не просто рискует и получает адреналин, он отдает отчет, что любой момент может быть последним. Как правило, такой игрой занимаются люди, которые безразличны к будущему и готовы в любой момент уйти из жизни. Люди, которые занимаются экстремальными видами спорта, не собираются умирать и надеются на свои силы и мастерство.

Ёж: Как может смерть от смерти отличаться? Прерывание жизни и там и там...

Славер: Ёж пишет: Как может смерть от смерти отличаться? Прерывание жизни и там и там... Понятие "смерть" и "прерывание жизни", есть два разных и отличимых (по содержанию) понятия. Разница между ними есть. Надо научиться различать эти два понятия. При желании, увидеть их не сложно.

Радомир: Борей пишет: Радомир, мое мнение, это закамуфлированное самоубийство. Я всё же думаю что это гордыня ... когда человек стоит на грани и говорит я сам принимаю решения жить мне или нет ... А вообще я привел этот пример только лишь для примера что эти люди явно не похожи на рабов божьих ... для меня их поступок не является примером восхищения ... но это было ... и были дуэли ... и была честь ... пусть и преплетена с нравами тогдашнего общества ...

Ёж: Прерывание метериальной жизни, упрощённо - смерть. Радомир - в таком случае, да. Пример верный - и говрит он о том что христиане никогдат не владели умами людей, хоть 10, хоть 50, хоть 150, хоть 300 лет назад!

Радомир: Ёж пишет: Пример верный - и говрит он о том что христиане никогдат не владели умами людей, хоть 10, хоть 50, хоть 150, хоть 300 лет назад! Вот ты понял меня причём не только христиане но и комунисты и демократы... если смыть всю эту идеалогическую краску ... будет как в известном стихотворении - Да скифы мы Правда каждая такая смена идеалогии подкашивало наш здоровый генофонд и забирало лучших ... и в принципе в данное время это результат таких действий ... и краска присохла за века ... сейчас идёт попытка убедить людей в том что всё конец славянам и т.д. но это ложь ... рано радуются ... нас больше 100 млн. ... даже если каждый плюнет озеро появится ... здесь главное поставить главное во главу угла ... сначала кровь а затем остальные идеалогии ... к примеру я русский , занимаюсь военной наукой ... либо я русский занимаюсь изучением восточных практик ... либо я русский атеист ... иначе на разности нас и будут ловить ... но нужно избавляться от идеалогий которые являются интернациональными ... это коммунизм и остальные религии ... потому как приняв какую-либо религию ты отказываешься от того что ты русский ... и в такую среду легко заскочит паразит , кричащий я верю в тоже что и ты ... в принципе для этого они и были придуманы ...

Славер: Ёж пишет: Прерывание метериальной жизни, упрощённо - смерть. А что, бывает не материальное прерывание жизни? "Упрощённо" это и есть смерть в разных её формах, а не "одно и то -же", как ты изволил выразится.

Борей: Радомир пишет: Я всё же думаю что это гордыня ... когда человек стоит на грани и говорит я сам принимаю решения жить мне или нет ... Это зависит от ситуации, если воин, что бы не попасть в плен к врагу, кончает жизнь самоубийством или идет на явную смерть ради решения поставленной задачи, это одно - такой человек герой. А когда человек обрывает жизнь, что бы уйти от житейских, не решенных проблем или тупиковой ситуации - это слабость и малодушие. Пример: отец многодетной семьи кончает жизнь самоубийством оттого, что не может прокормить детей. Это как называется? Это слабость, малодушие, уход от проблемы. Кроме того, это предательство по отношению к своей семье, так как брошены дети на произвол судьбы. Игра в русскую рулетку это попытка убежать от нерешенных проблем. Дуэль можно рассматривать как проявления геройства.

Туесок: Борей пишет: Это зависит от ситуации, если воин, что бы не попасть в плен к врагу, кончает жизнь самоубийством или идет на явную смерть ради решения поставленной задачи, это одно - такой человек герой. Э-э-э, я так думаю, что в этой ситуации человек просто СДАЛСЯ, а это уже не герой, ИМХО конечно

Радомир: Борей пишет: Это зависит от ситуации, если воин, что бы не попасть в плен к врагу, кончает жизнь самоубийством или идет на явную смерть ради решения поставленной задачи, это одно - такой человек герой. Да Борей я думаю так же ... я не пойму в чём у нас спор ... ну если хочешь я скажу ты прав ...

Борей: Радомир, можно завязывать. Радомир пишет: Да Борей я думаю так же ... я не пойму в чём у нас спор ... Спор возник из-за этого. Радомир пишет: А ты заряди патрон в ствол ... и покрути барабан ... это игра со смертью ... а не самоубийство ... немного разное ... но всё же различие имеется ... и револьвер в руки брал явно не безвольный человек ... естественно объяснить это здравым смыслом никак не получится ... но некоторые скалолазы без страховки поднимаются на отвестные скалы ... тоже вроде игра со смертью ... я о том что безволия в таких действиях не наблюдается , скорее наоборот перебор ... Туесок пишет: Э-э-э, я так думаю, что в этой ситуации человек просто СДАЛСЯ, а это уже не герой, ИМХО конечно Вот именно, что ИМХО. А если у воина тяжелое ранение, при котором он не способен сражаться.

Ёж: А бывает духовная смерть, чё тут не понятного? Изволю и ещё. Про Прерывания... Шёл "ток" жизни по клеткам и ЩЁЛК - ПРЕРЫВАНИЕ... тока жизни по клеткам не идёт... Аналог понятен? Славер слов то много, и понятий они несут ещё больше, а вот толку в соверменных обрезанно-изурудованных слов всё меньше и меньше (((

Ёж: Разные формы несут ОДИН И ТОТ ЖЕ ЭФФЕКТ - нет тока! Так что их называть разными формами? разные формы убиства? Я про это говрил. Ну, пусть разные форму убийтсва несут олдин результат - СМЕРТЬ! Я же про это и говорил... дейтсвительно, согласен, придраться к словам миожно всегда. Так кстати одна мадам постоянно делала ps не понима... Зачем мне писать такие опусы чтобы меня понял один ты - Славер, я совершенно не понимаю. Пока из вежливости, моего отношения, да по инерции. далее наверное будет просче игнорировать.

Туесок: Борей пишет: А если у воина тяжелое ранение, при котором он не способен сражаться. В прошлой жизни у меня был такой факт, что раненый боец, неспособный эффективно вести бой подорвал себя гранатой, но только тогда, когда был в окружении врагов, тем самым сражался до конца поразив при этом несколько единиц живой силы противника, а не просто застрелился или взорвал гранату чтоб в плен не попасть - вот это настоящий герой!



полная версия страницы